Добрая традиция сложилась в районном центре социального обслуживания населения на отделении социальной реабилитации и активного долголетия – приобщать представителей золотого возраста к путешествиям. С этой целью был создан клуб «Путешественник», с которым наш историко-краеведческий музей активно сотрудничает. Музейные работники разрабатывают маршрут поездки. определяют интересные места для посещений, на сотрудниках социальной службы –оповещение членов клуба о поездке, организация транспорта. 8 августа 2019г. состоялась поездка в один из старинных городов Орловской области – Болхов. Путешественники посетили болховский краеведческий музей, совершили пешую экскурсию по городу, посетили Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь.
Историческая справка:
Город Болхов — Орловский Суздаль
В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области, один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск — это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей — за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд.
И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали — картина...»
«Один из известнейших среднерусских монастырей»
Так его называли в 19 веке; Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.
Основан Болховский Оптин монастырь ранее 15 века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому — покаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, как и Козельская Оптина пустынь, что в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в 15 веке.
К 20 веку в Троицком Оптине монастыре было три храма:
1. Святой Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря;
2. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека;
3. Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских.
Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями — бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
В 1614 году во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 году по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение, «...име всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой — не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, так как супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) — царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея — цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Данилович Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандриту».
И многие знаменитые русские фамилии — Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние простирались далеко за пределы Орловской губернии.
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в 19 веке был любимый ученик святителя Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 года и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; в 2000 году причислен к лику святых. Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» — одна из самых светлых личностей в истории нашего миссионерства и истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России — далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.
В 20 веке другой выдающийся подвижник, исповедник нашего времени, архиепископ Даниил (Троицкий), как и его брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.
Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор — федеральный памятник искусства и культуры 17 века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки 19 века.
Троицкий собор 1668 года — единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью, «собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой собора тогда же было переименовано название монастыря.
Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война, когда в ходе боев монастырь, как «генеральная высота», семь раз переходил из рук в руки, и годы «строительства социализма» разрушили остальное.
Тихвинская икона Божией Матери
Забота Богоматери о роде человеческом избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Чудными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления бывали на деревьях и при деревьях.
К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря «11/24 мая ранее 1620 года в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня и на поклонение сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня / 9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря в эти дни ежегодно проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.
По материалам интернет - портала Орловско-Болховской епархии Орловской митрополии Русской Православной Церкви